Муми-тролли – семейное дело | Муми-Тролли


Муми-тролли – семейное дело

Муми-тролли, созданные в 1950 Туве Янссон, сегодня – глобальный брэнд, которым руководит племянница Туве София Янссон. 3 июля 2010 она побеседовала с Джульетт Рикс о благословении наследовать семейное предприятие.

Муми-тролли представляют собой семейство белых троллей. Они любимы как детьми, так и взрослыми всего мира. Создания финской писательницы и художника Туве Янссон в этом году отметили свой 65-й день рождения и сейчас они более популярны, чем когда-либо прежде. Книги о них были переведены на 44 языка, о них сняты мультфильмы и мультсериалы, созданы тематические парки, а продажи муми-товаров по всему миру каждый год приносят более  370 тысяч английских фунтов дохода. Но на фоне огромного успеха семьи муми-троллей не так хорошо известна история замечательной человеческой семьи.

– Туве была Художником с большой буквы, -говорит её племянница София Янссон, – не только с точки зрения мастерства, но и с точки зрения образа жизни. Она нуждалась в поддержке и пространстве. Она всегда была тем человеком, которому должна была соответствовать вся семья.

Это София, которая теперь носит мантию главного семейного опекуна муми-троллей, она является креативным директором семейной фирмы Oy Moomin Characters. Как говорит сама София, её целью является защита художественной  целостности  муми-троллей ради людей, которые, несмотря ни на что, дали ей прекрасное детство. Потеряв мать в возрасте шести лет, София выросла в дружной семье, состоящей из её отца Ларса (он был на 12 лет моложе своей сестры Туве и был фактически её “правой рукой”), её бабушки по отцовской линии и спутницы жизни Туве Тууликки Пиетиля, известной в семье, как Tуути.

К тому времени, когда родилась София, Ларс уже рисовал муми-комиксы, которые Туве начала рисовать в 1954 году для газеты  London Evening News. Лавинообразный успех муми-троллей в конце 50-х годов ошеломил Туве. У неё не оставалось времени для её первой любви – живописи – не имя возможности сказать “нет” бесконечным запросам на муми-троллей. Ларс пришёл на помощь. Хотя он был художником и писателем, он, по словам его дочери Софии, не нуждался в том, чтобы находиться в центре внимания и когда он оказался отцом-одиночкой, ему было выгодно продолжить дело Туве.

Впервые София увидела муми-троллей в книге комиксов. Но она говорит, что муми-тролли никогда не были её любимой книгой. Она никогда не задумывалась над тем, любит они их или нет. Они просто были всегда, как мебель.

Можно с уверенностью заявить, что фактически муми-тролли были семьёй. Туве признавалась, что муми-мама это копия её собственной матери  и София говорит, что её бабушка вполне узнаваема в Муми-маме. Наиболее натуралистичный книжный персонаж, творческая, но ответственная Тутт-тикки, реальная Туулики Пиетилля. Сама же Туве Янссон во-многом похожа на Муми-тролля, Малышку Мю и немного на любящего природу Сниффа.

Все члены семьи – финского шведскоязычного меньшинства – были художниками. – Наибольшее внимание вся семья Янссон уделяла тому, что по их мнению, было красивым”, – говорит София. – Ракушка, камень, цветок, история. Все постоянно рассказывали разные истории и читали вслух, и большинство писали книги – Ларс издал свою первую книгу в 1941 году, когда ему было всего 15. Никто не ходил на работу. Все работали дома. В условиях, когда нет родных братьев и сестёр, а все взрослые создают искусство, я научилась находиться рядом с ними, не создавая неприятностей, а так же научилась понимать, когда люди хотят побыть наедине с собой. Благодаря этому у меня было много времени для себя, много возможностей побыть ребенком.”

Каждое лето семейство Янссон перебиралось на два маленьких острова в Финском заливе: “Семейный остров”, где проводили лето со времени юности Туве (и до сих пор), и “Остров Туве”, небольшая полоска скал над водой, куда Туве и Туулики ездили с начала 60-х годов, чтобы работать. Здесь они жили в тёплое время года, без электричества и водопроводной воды, почти 30 лет. София бывала на обоих островах. “Дверь была открыта, так что я приходила и уходила, когда пожелаю”.

До тех пор, пока бабушка Софии ни умерла, когда Софии было 8 лет, бона (бабушка) часто составляла компанию девочке в играх.  – Я была слишком молода, чтобы работать, а она слишком стара, так что нам оставалось только играть.  Она была необыкновенной женщиной, – вспоминает София.

Дочь шведского королевского священника, четверо сыновей которого стали учёными, Сигне Хаммарстен-Янссон всегда хотела стать художником.  В детстве она была своенравным ребенком, любившим походы и охоту. Она основала “Girl Guides” в Швеции, а в 1910 году одна отправилась в Париж изучать архитектуру. Она вышла замуж за  Виктор Янссона,  одного из ведущих скульпторов Финляндии, который был “Художником с большой буквы”. Он умер в 1958 году, незадолго до того, как к Туве пришла славы.

София так же много помнит о своей бабушке, как Туве пишет о ней. – Она была такой бабушкой, которая любила играть и с внучкой, и сама с собой, – говорит София. – И она превосходно играла в игры. на острове было много маленьких бассейнов в скалах и она строила там игрушечные порты, мосты, дома и дворцы”. Когда Софии было 10 Туве опубликовала “Летнюю книгу”, свой первый роман для взрослых, теперь он считается классикой скандинавской литературы. Созданный на небольшом острове, он представляет собой сборник красивых рассказы о бабушке и маленькой девочке по имени София.

– Я просто приняла то, что вышла книга обо мне и моей бабушке, – сказала София. – Эта книга правдива лишь отчасти.  Фактически этот роман вымысел, по большей части он рассказывает об отношениях самой Туве с матерью. Но всё же Остров в романе это остров Туве, Бабушка это бабушка Софии, некоторые события реальны и “атмосфера абсолютно правдиво описана”, подтверждает София. – Но, – продолжает София, – факт или вымысел, не так это важно. Туве никогда не ставила целью задокументировать происходящие события. Она была рассказчиком. Эта книга о взаимоотношениях между кем-то очень старым и кем-то очень молодым, о взаимном равнодушии, но в то же время взаимоуважении и дружбе”.

Смерти бабушки могла быть страшным ударом для молодой Софии, но она говорит: – У меня было очень счастливое детство. Мы все много играли и веселились.” В этой семье не говорили о чувствах, они были понятны без слов.

– То же можно найти в книгах и картинах Туве, – отмечает Ролеф Кракстрём, заместитель директора по административно-хозяйственной части Moomin Characters Oy Ltd, который много лет был знаком с семьёй Янссон. – “Летняя книга” это шедевр невысказанного.

В возрасте 17 лет София нарушила молчание. – Я вдруг понял, что моя семья не была нормальной.  Мне рассказывали, что Туве позвала моего отца и сказала: “Она задаёт неудобные вопросы, что мне ей отвечать?”  Я вдруг стала задумываться: “Моя мать умерла такой молодой и никто не говорил об этом – почему?” Каким был ответ? –  У неё был очень трагический багаж. Была война. Были проблемы с алкоголем и она умерла молодой. Я думаю, в прекрасном муми-мире было невозможно открыто говорить о ком-то настолько несчастном, настолько отличающимся от них.”

София так же интересовалась отношениями Туве и Туулики. – Они были двумя надёжными столпами моего существования, но почему две эти женщины жили вместе?  Но это ответ не было прямого ответа. Они что-то объясняли, но слово “лесби” никогда не произносилось. И не только по причине того, что им было стыдно. Гомосексуализм был вне закона в Финляндии до 1971 года и оставался чем-то вроде секретной болезни до 1981 года.

София считает, что “лесбиянка” в любом случае неподходящее слово для Туве. – Она сделал выбор – иметь семью, но не выходить замуж. Оба её брата были на войне и она потеряла много друзей мужского пола. Она осознанно решила не рожать детей. Она точно знала, что искусство это то, чем она хочет заниматься и она была готова пожертвовать всем ради этого. Туулики решила также.

Многие персонажи муми-книг андрогины, и, по словам Софии, их семье приходилось постоянно отвечать на вопросы, какого пола тот или иной персонаж. “На самом деле пол не был важен для Туве, значение имела личность.”

– Туулики была довольно резкой личностью. Многие не ладили с ней, но у меня всегда получалось, – говорит София. Иногда  Но она пожертвовала своей карьерой ради Туве, как и мой отец, и их поддержка была очень важна.

Изначально София не была вовлечена в семейный бизнес, им управлял её отец и Туулики. София изучала искусство и языки.  Она немного “играла в художника, но “семья не ахала от восторга” – смеётся София. – У меня был другой характер. Чаще я принимала решения, руководствуясь эмоциями. И я хотела детей. Туве говорила, что нужно думать о том, чего вы хотите, и делать только то, без чего вы бы просто умерли.”

некоторое время София жила в Испании, потом вышла замуж за англичанина и родила двух сыновей, сейчас им 18 и 21. Младший проходит обязательную службу в Финляндии, а старший изучает искусство. Когда мальчикам было 6 и 9 лет соответственно, брак Софии распался. У её отца обнаружили рак. Более ничем не связанная с Англией, руководствуясь желанием своих детей узнать своего деда прежде, чем он умрёт, София вернулась в Финляндию.  Она вошла в семейный бизнес и вновь, как в детстве, ежедневно стала контактировать с самым известным произведением Туве муми-троллями. Ларс и Туве умерли довольно быстро друг за другом в 2000 и 2001 годах. Смерть Туве вызвала шквал предложений купить “бренд Муми”. Чувствуя, что необходимо держать под контролем художественное наследие Туве,  семья решила не продавать его.

В словах Софии явно чувствуется двойственное отношение к этому вопросу. Её когда-нибудь раздражали муми-тролли? – Ммм. Да. довольно часто, – смеётся и делано вздыхает София. – Это удивительный мир, но если вы работаете в нём, как я, Туулики и мой отец, то эти тролли отнимают слишком много времени. Я бы хотела жить вне Долины Муми-троллей.

София вовлекла в работу Ролеффа Кракстрёма. Это мудрое решение, если София хочет отдохнуть от муми. – Он справится, – говорит она улыбаясь. -Он молодой, энергичный, а я надеюсь, что буду заботиться о внуках.

Но она благодарна за муми-троллей: – Я чувствую себя в долгу перед Туве и Ларсом.  Я должна заниматься этим для своей совести. Следующему поколению будет легче, у них нет такой эмоциональной связи с создателями муми, как у меня и они смогут поступить с брендом Муми так, как захотят.

 

Оригинал интервью на английском языке http://www.guardian.co.uk/lifeandstyle/2010/jul/03/moomins-tove-jansson-sophia